на Главную страницу

Календарь мероприятий, Архивы Ученый совет

Логотип ВШНИ

Приемная комиссия История института
Структура - Факультеты. Кафедры. Аспирантура Контакты и реквизиты
Научная деятельность. Повышение квалификации Хозяйственные вопросы. Конкурсы

Высшая школа народных искусств (институт) -
первое и единственное в России
государственное учебное заведение, осуществляющее профессиональную подготовку
художников традиционного декоративно–прикладного искусства.

ВШНИ (И) - последователи традиций

 

ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА
о Школе Народного Искусства, основанной императрицей Александрой Федоровной в г. Санкт-Петербурге

   Александра Федоровна Романова, последняя русская императрица, осуществляла широкую благотворительную деятельность, в том числе с помощью Женского Императорского Патриотического Общества. Среди учреждений этого общества числилась Школа Народных ремесел, основательницей которой считалась Александра Федоровна. С 12 октября 1912 года официальным названием учебного заведения становится "Школа Народного Искусства", а с декабря 1913 года название меняется на "Школа Народного Искусства ея Великой Государыни Императрицы Александры Федоровны". Учебное заведение просуществовало 6 лет.
    Главной причиной основания Школы Народного Искусства явился ощущаемый в то время недостаток "в знающих свое дело и художественно образованных мастерицах-инструкторшах по разнообразным отраслям кустарной художественной промышленности" (извлечение из "Временных правил" Школы Народного Искусства). Здесь необходимо сделать маленькую историческую сноску. Со второй половины Х1Х века общественность и государство российское стали всячески поддерживать и развивать народное искусство. Большую роль в возрождении, сохранении и развитии народных ремесел сыграла деятельность С.Т. Морозова, С.Т. Мамонтова, выдающихся представителей русской художественной интеллигенции: Поленовых, Васнецовых, С. Малютина и др. Значительную работу по поддержке народных промыслов выполняло русское земство организацией разнообразных кустарных мастерских и ремесленных училищ.
   Именно для них и готовила Школа Народного Искусства инструкторов (учителей) по различным видам народного декоративно-прикладного искусства. Подготовке опытных и профессионально знающих свое дело мастериц был подчинен весь учебный процесс: из 24 часов в неделю, непосредственно посвященных ремеслу, 22 часа приходились на практические занятия. Остальное время отводилось на рисование, беседы по общеобразовательным предметам, счетоводство, хоровое пение и гимнастику.
   Обучались в Школе Народного Искусства ученицы из самых разных губерний России. В 1912 году в Школе числилось 23 ученицы, из которых только одна - из г. Санкт-Петербурга. По окончании Школы выпускницы получали аттестат на звание мастерицы-художницы по изученным "производствам". Они умели проектировать и высокопрофессионально исполнять изделия народных ремесел, а также учить этому других. Школа Народного Искусства имела печать с изображением Государственного Герба и являлась профессиональным учебным заведением.

 

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ

   Московская школа художественных ремесел начала свою образовательную деятельность в 1938 году. В 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны работа школы временно приостанавливается, а в 1943 году решением Совета Народных Комиссаров возобновляется. С самого начала деятельность школы была направлена на подготовку специалистов для предприятий народных художественных промыслов и ориентировалась на традиции народного декоративно-прикладного искусства Российской Федерации и отечественной художественной педагогики.
    В 1987 году Московская школа художественных ремесел инициирует обучение художников в области традиционного прикладного искусства с применением новых методов обучения и обновленным содержанием профессиональной подготовки. По ее примеру впоследствии подобная подготовка была введена в других учебных заведениях народных художественных промыслов России. Учебное заведение продолжало свой профессионально-творческий рост. В 1992 году Московская школа художественных ремесел становится колледжем (с 1996 года – повышенного типа), а в 1997 году Министерство культуры Российской Федерации принимает решение о проведении на базе школы эксперимента по подготовке специалистов высшей квалификации в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Аттестационная комиссия рекомендовала использовать достижения преподавателей кафедры в системе повышения квалификации педагогических работников профессионального художественного образования и распространить их среди учебных заведений, ведущих подготовку в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
    Уникальный опыт Московской школы художественных ремесел по подготовке художников традиционного прикладного искусства высшей квалификации в системе непрерывного образования отмечен Министерством образования Российской Федерации, которое в 2002 году выдало школе лицензию на право ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования. Московская школа художественных ремесел отличается высоким уровнем квалификации педагогических кадров. Руководит учебным заведением В.Ф. Максимович, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской Академии образования, заслуженный учитель школы России, член Союза художников, Союза дизайнеров, Международной федерации художников при ЮНЕСКО. За последние 5 лет в школе защищены докторские и кандидатские диссертации, готовятся к защите еще 6 научных исследований в области художественной педагогики. Среди преподавателей - 2 доктора наук, 11 кандидатов наук, 9 человек имеют почетные звания, почти 80% преподавателей являются членами различных творческих союзов (художников, дизайнеров и т.п.). Московская школа художественных ремесел является научно-методическим центром Министерства культуры Российской Федерации. Ее преподавателями разработаны авторские программы по специальностям 0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и 052300 «Декоративно-прикладное искусство» (специализации «Художественная вышивка», «Художественная роспись тканей», «Художественная роспись по металлу и папье-маше», «Ювелирное искусство»). Подавляющее большинство учебных программ созданы впервые в истории отечественной педагогики. Их отличает глубокая научная обоснованность, укорененность в этнопедагогике, творческое развитие художественно-эстетических и педагогических традиций, применение инновационных технологий обучения, теснейшая связь с требованиями современного социально-экономического и образовательного пространства России.    
    Программы сопровождают методические пособия и разработки по всем предметам учебного плана, отвечающие основным положениям государственных образовательных стандартов в сфере среднего и высшего профессионального образования. Только за 2003 год преподавателями школы опубликованы около 20 методических пособий по рисунку, живописи, истории искусств, специальной композиции, истории народных художественных промыслов, этике и эстетике традиционного искусства, цветоведению, колористике, профессиональному мастерству по всем специализациям Московской школы художественных ремесел. Особо следует отметить уникальный опыт школы по возрождению московского письма как городского художественного ремесла (одного из видов русских художественных лаков) в условиях учебного заведения.   
    На базе Московской школы художественных ремесел ежегодно проводится научно-практическая конференция «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития», в которой принимают активное участие преподаватели и административные работники различных образовательных учреждений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов стран ближнего и дальнего зарубежья, Российской Федерации. Учебно-методической документацией и научно-методическими разработками преподавателей Московской школы художественных ремесел пользуются учебные заведения государств ближнего зарубежья (Белоруссия, Киргизия) и многих регионов Российской Федерации: автономных образований (Бурятии, Карелии, Татарстана, Марий Эл, Мордовии, Ямало-ненецкого округа, Якутии и др.), различных краев (Ставропольского, Краснодарского), областей (Архангельской, Екатеринбургской, Омской, Самарской), городов России (Белгорода, Брянска, Твери, Тюмени и др.).
    Московская школа художественных ремесел является ведущим образовательным учреждением, отвечающим за разработку государственного образовательного стандарта по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В.Ф. Максимович возглавляет Совет по непрерывному профессиональному образованию в области традиционного прикладного искусства Российской Академии образования. Три сотрудника представляют Московскую школу художественных ремесел в Учебно-методическом совете Министерства культуры Российской Федерации. Опытом работы учебного заведения В.Ф. Максимович делилась с коллегами на совещаниях, симпозиумах, семинарах в стране и за рубежом (гг. Амстердам, Зонненберг, Москва). Школу неоднократно посещали педагогические работники и сотрудники различных учреждений культуры из Венгрии, Германии, Японии и других стран.
    Московская школа художественных ремесел ведет активную пропагандистскую и научно-просветительную деятельность по проблемам художественного образования в области традиционного прикладного искусства в стране и за рубежом. В настоящее время действует постоянная выставка в торговом представительстве РФ в Австрии (г. Вена). Школа регулярно принимает участие в международных и отечественных выставках: «Образование и карьера», «Ювелир-2000 (2001, 2002 и т.д.), «Интерштоф» (г. Франкфурт-на-Майне), «Ладья» и др.
    Выпускники Московской школы художественных ремесел отличаются высоким уровнем профессионального мастерства, широким общекультурным и научным кругозором и пользуются постоянным спросом на рынке художественного труда и профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

© ВШНИ(И)